Кризисы развития: что это?

Основные возрастные кризисы случаются в детстве и подростковом периоде. Именно на начальных годах жизни человек накапливает главные знания, у него закладывается осмысленное восприятие самого себя. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается. Росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, развиваются психические функции, а именно общение, воля и чувства.

В детстве могут происходить довольно резкие скачки развития, и поэтому  часто возникает дисбаланс между психологическими и биологическими силами в организме маленького человечка.

Ребенок начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшие факторы психического развития: восприятие себя и других людей, понятие добра и зла, лжи и искренности – все это формируется в результате общения с родителями, а в дальнейшем и с другими авторитетными взрослыми.

Выдающийся ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд считал, что первопричина наших проблем кроется в детстве. Он имел в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека.

Поэтому наибольшее внимание психологов уделено именно детским кризисам.

Кризис новорожденности

связан с резким изменением условий жизни. Ребенок из комфортных привычных условий жизни попадает в новые тяжелые обстоятельства. Он покидает утробу матери, где было тепло, тихо и спокойно, не было необходимости дышать, самому есть, видеть яркий свет, и испытывать еще множество неизвестных ощущений.  Адаптация ребенка к новым условиям жизни не протекает безболезненно. Само понятие «новорожденный» таит в себе огромный смысл - новый и рожденный, то есть новая жизнь! Новый человек приходит в эту жизнь, и в этот момент он сталкивается с самым главным кризисом своей жизни - рождением.

Очень трудно в этот момент маме, но и малыш испытывает в процессе рождения серьезный стресс.  Существуют теории, что каждый человек обладает воспоминанием о своем рождении, которое хранится глубоко в бессознательном и оказывает мощное влияние на формировании психики.

Кризис 1 года

связан с увеличением возможностей ребенка и появлением все большего количества новых потребностей. Для этого времени характерен всплеск самостоятельности, а также появление аффективных реакций (ярких эмоциональных вспышек, таких как плач, крик, топанье ногами, драки, кусание, отрицание). Такие  вспышки здесь выражаются как реакция на непонимание со стороны взрослых.

Психическое развитие ребенка в этом возрасте происходит не только в усвоении разнообразных новых для него действий, но и в формировании качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и проявляет внутренние черты, которые определяют его поступки.

Кризис 3 лет

это разрушение, пересмотр старой системы  отношений с людьми, определение собственного «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения. Появляется феномен «Я сам». Кризис 3 лет связан с осознанием себя как активного участника событий в мире предметов. Важным является проявление «воли» у малыша. В этот период взаимоотношения ребенка и взрослого оборачиваются тяжелым испытанием. Малыш начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться такими же правами, выполнять такие же действия. Он отстаивает свою независимость и самостоятельность в упорном стремлении поступить так, а не иначе. Это настолько захватывает его, что он начинает осознанно противиться воле взрослого, и открыто противопоставлять свои желания его ожиданиям. Попытки общения с ребенком в рамках сложившихся до этого отношений могут привести к поддержанию противостояния, упрямства и негативизма.

Именно взрослый должен найти выход из ситуации, в которой ребенок глубоко переживает свою обособленность от других. Ведь, настаивая на своем, ребенок утверждает свою самостоятельность, он еще не в силах оценить правильность своих поступков, но данный период имеет для него огромное положительное значение.

Промежуточный кризис

в дошкольный период связан с посещением  детского сада, в котором ребенок вынужден строить взаимоотношения со своими сверстниками. Общение со сверстниками - жесткая школа социальных отношений. Именно это общение требует высокого эмоционального напряжения. В общении со сверстниками очень быстро складываются отношения, в которых появляются «предпочитаемые» и «отвергаемые». От стиля общения, положения среди сверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным, это один из первых серьезных опытов социального взаимодействия на равных условиях, с себе подобными. И именно здесь ребенок учится применять на практике усваиваемые нормы поведения. Во всей своей взрослой жизни человек будет перенимать именно эти способы поведения.

Кризис семи лет

В жизни ребенка наступает переломный момент. Возникает необходимость достаточно резкой смены игровой деятельности на учебную. Начинается довольно строгая регламентация по времени всего распорядка дня. На отдых как таковой времени почти не остается, очень большая доля нагрузки приходится на умственную работу. Открывается значение новой социальной позиции – позиции школьника. Формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет самосознание ребенка. По мнению многих исследователей,  это период рождения социального  «Я» ребенка, то есть осознание им себя в окружении сверстников и преподавателей. Происходят глубокие изменения в плане переживаний, могут сложиться  – устойчивые эмоционально-психологические  комплексы. Это и страх перед абсолютно новой обстановкой, и психологическая неготовность к таким переменам. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия. Или, если все складывается удачно, наоборот,  чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. В этом возрасте появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Можно сказать, что основным симптомом кризиса семи лет является потеря непосредственности. Чисто кризисным проявлением обычно становятся кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Также может появиться замкнутость, неуправляемость. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.