КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ

В этот период у ребенка зарождается осознание собственного «Я». Малыш уже понимает, что он – не часть мамы или папы, а самостоятельное существо. Ощущение автономности и независимости сильно меняет Вашего когда-то послушного, домашнего кроху – он все чаще кажется несносным, неуправляемым. Но это объясняется очень просто: дитя пробует мир на прочность.

Как надо вести себя родителям
в период кризиса ребенка трех лет

Запомните, что малыш страдает от кризиса сам.

 

Но кризис трех лет – это важнейший этап в психологическом развитии ребенка, знаменующий переход на новую ступеньку детства.

Поэтому, если Вы увидели, что очень резко изменился Ваш малыш, и не в лучшую сторону, постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими в воспитательных мероприятиях, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного дайте вкусить ему самостоятельность, чтобы насладиться ею.

Знайте, что ребенок не просто не соглашается с Вами, он испытывает Ваш характер и находит в нем слабые места, чтобы воздействовать на них при отстаивании своей независимости. Он по несколько раз в день перепроверяет Вас: действительно ли то, что Вы запрещаете ему, запрещено, а может быть – можно. И если есть хоть маленькая возможность «можно», то ребенок добивается своего не у Вас, так у папы, у бабушек, дедушек. Не сердитесь за это на него. А лучше сбалансируйте правильно поощрение и наказание, ласку и строгость, не забывая при этом, что «эгоизм» ребенка наивный. Ведь это мы, а никто иной, приучили его к тому, что любое его желание как приказ. И вдруг – что-то почему-то нельзя, что-то запрещено, в чем-то отказывают ему. Мы изменили систему требований, а почему – ребенку трудно понять.

И он в отместку твердит Вам «нет». Не обижайтесь за это на него. Ведь это Ваше обычное слово, когда Вы воспитываете его. А он, считая себя самостоятельным, подражает Вам. Поэтому когда желания малыша намного превосходят реальные возможности, найдите выход в ролевой игре, которая с трех лет становится ведущей деятельностью ребенка.

К примеру, Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голоден. Вы не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стульчик мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает полностью обед.

Не стесняйтесь быть ни чересчур нежными, ни излишне строгими. Наоборот, чем с большей гаммой эмоций познакомится ваше чадо в этот период, тем лучше. Поясняйте, почему один поступок вызыва­ет положительную реакцию у мамы, а другой заставляет ее рас­страиваться или сердиться;

Именно реакция родителей влияет па этом этапе на формирование самооценки: недоумевайте, зада­вайте вопросы, уходите от конфликта, обижайтесь и возмущай­тесь в меру. Ребенок должен сталкиваться со здоровой, адек­ватной, а не с наигранной реакцией родителей.

В 3 года самоуважению ребенка льстит, если Вы звоните лично ему по телефону, шлете письма из другого города, просите его совета или делаете ему какие-нибудь «взрослые» подарки типа шариковых ручек для письма.

Для нормального развития малыша желательно во время кризиса трех лет, чтобы ребенок ощущал, что все взрослые в доме знают, что рядом с вами не малыш, а равный им товарищ и их друг.

Как не надо вести себя родителям

во время кризиса ребенка трех лет

  • Подчеркивать свою силу и превосходство над ним, противодействуя ему во всем, – это приведет чуть позже или к безразличию во всем, или к разным видам завуалированного мщения исподтишка.

  • Говорить «да», когда необходимо твердое «нет».

  • Приучать малыша к легким победам, давая повод для самовосхваления, потому что потом любое поражение для него станет трагедией.

  • Одобрять то, что естественно. Если трехлетка проявил ини­циативу и помог маме вытереть тарелку после обеда, за это мож­но поблагодарить. Ведь любимого мужа вы не станете нахвали­вать, если он поможет убрать квартиру? Относитесь к домашним обязанностям малыша так же.

  • Второй аспект, за который нельзя хвалить, — природные способности ребенка. Если он гибкий и спортивный, ему легко дается физическая нагрузка, поэтому не стоит хвалить очередную покоренную высоту. Максимум, что вы можете сказать: «Ух ты, сегодня ты прыгнул выше, чем вче­ра!» Никаких «Никто бы так не смог» или «Ты лучше всех» зву­чать не должно!

  • Постоянно ругать и наказывать ребенка за все неприятные для Вас проявления его самостоятельности.